Каждый этнический танец связан с народом, среди которого он распространён. С его обычаями, историей, с его религией, климатом.
Фламенко родился на юге Испании, в Андалусии. С незапамятных времён эта земля с тёплым климатом и плодородными почвами, богатая минералами, омываемая Атлантическим океаном и Средиземным морем, привлекала внимание многих народов. В разное время здесь жили финикийцы, греки, римляне, её пытались завоевать германские племена. С VIII века на протяжении семи столетий Андалусия существовала как арабское государство, затем была завоёвана испанцами и португальцами. А в начале XV века, ещё в мусульманскую в то время Андалусию через Аравийский полуостров и африканский континент по Средиземному морю приплыли изгнанные из Индии и кочующие по разным странам цыгане.
Именно цыгане, принеся с собой восприятие мира, культуру, духовность и традиции загадочной Индии, ассимилировавшись здесь и вобрав в себя многие элементы греческих, арабских, еврейских и африканских песен и танцев, стали той средой, в которой и зародилось фламенко - пласт культуры, соединивший в себе три направления: cante - пение, baile - танец и guitarra - искусство игры на гитаре. По одной из версий «фламенко» означает «цыганский», и именно так до сих пор жители Андалусии называют местных цыган. «Это им (цыганам) обязана своим ритуальным строем наша музыка - душа нашей души; это они проложили те певчие русла, по которым уходит из сердца наша боль...», - говорит в лекции о канте хондо - в переводе с испанского «глубоком пении» - Федерико Гарсиа Лорка, делая, однако, при этом акцент на принципиальном отличии древнего канте хондо от появившегося на его основе и более современном канте фламенко.
Живя обособленно, постоянно подвергаясь различным запретам и гонениям, испытывая немалые лишения и страдания и воплощая все свои чувства в пении и танце, андалузские цыгане долго передавали это искусство только своим детям. Вплоть до XVIII века эта особая культура пения, танца и игры на гитаре принадлежала исключительно цыганским семьям. И только с прекращением гонений на цыган, в конце XVIII столетия, фламенко стало свободным.
Однако именно с момента обретения свободы фламенко, хотя и завоёвывает популярность и становится доступным, теряет свой глубинный и мистический характер. Это древнее искусство меняется настолько кардинально, что можно говорить о его рождении заново. И даже само своё название фламенко обрело только в середине XIX века.
И как любовь и радость, душевная боль и страдания, долгое время сдерживаемые внутри, а потом излитые вовне, теряют свою остроту и становятся со временем далёким отголоском былых чувств, так и канте хондо стало глубинной основой для рождения канте фламенко. Они отличаются друг от друга, как отличается крик боли в момент душевного потрясения от истории о тех давних событиях нашей жизни, которую через много лет мы рассказываем другим людям.
«...Сущность отличия канте хондо от канте фламенко состоит в том, что канте хондо восходит к древнейшим музыкальным системам Индии,
первообразцам пения, а фламенко, его позднее эхо, определенно и окончательно сложилось в восемнадцатом веке.
Канте хондо - таинственный отсвет первовремен, канте фламенко - искусство почти современное и сильно уступающее но глубине чувства.
Духовный колорит и местный колорит - вот в чем их коренное отличье.
Короче, родственное древним музыкальным системам Индии канте хондо - это лишь бормотание, волнистые перекаты голоса, чудесная горловая зыбь,
которая ломает звуковые клетки нашей темперированной шкалы, не вмещается в жесткую и холодную пентаграмму современной музыки и сотнями лепестков
раздвигает герметичные цветы полутонов.
Канте хондо зыблется, канте фламенко - скачет, подчиняется, как и вся наша музыка, четкому ритму и родилось на несколько веков позже Гвидо д'Ареццо,
впервые окрестившего ноты.
Канте хондо сродни птичьей трели, петушиному пенью и природной музыке леса и ручья.
Таким образом, это редчайший и единственный в Европе реликт первопения, в котором и доныне содрогается обнаженное чувство древних племен Востока...», –
так говорит в своей лекции о канте хондо Федерико Гарсиа Лорка.
Освободившись и выйдя за пределы цыганских семей, перейдя на праздничные сцены и кафе, фламенко стало быстро распространяться, пленяя сердца и души многих людей. Теперь о фламенко знают не только жители южной Испании, но и далеко за её пределами. Его зажигательные ритмы не оставляют равнодушными жителей в самых разных странах с совершенно иной культурой.
Как различны между собой человеческие чувства и эмоции, так отличаются друг от друга стили фламенко: танцуя тангос или булериас, мы празднуем, веселимся и радуемся жизни; если исполняем фарруку, мы полны сдержанности и чувства собственного достоинства; фанданго - танец влюблённых, солеа наполнен грустью и одиночеством, а сигирийя поёт о глубокой печали, страданиях, несбывшихся надеждах и смерти.
Возможно, более детальное представление о стилях фламенко демонстрирует «Дерево стилей» на рисунке, представленном ниже. В этой классификации стили cante распределяются не по эмоциональной окраске, а по происхождению и ритмическому рисунку.
Многие из перечисленных фольклорных мелодий Андалусии исполняются без чёткого ритмического рисунка, хотя изначально фанданго исполнялся в размере 3/4 или 6/8.
С популяризацией фламенко стали появляться новые стили пения и танца, и если изначально музыкальные инструменты не были присущи этой культуре, то сегодня, кроме ставшей традиционной гитары, фламенко сопровождается игрой на разнообразных струнных и даже клавишных инструментах, а ритмический рисунок усиливается различными ударными. Традиционные, «чистые» стили фламенко стали смешиваться, в результате чего появились solea por bulerias, fandangos por solea, seguiriya por buleria... И, как это часто бывает, наряду с появлением новых, некоторые старые стили фламенко стали исполняться всё реже и уходить от нас вглубь веков: очень мало сейчас осталось кантаоров (певцов фламенко), знающих поло, всё реже исполняется ливиана...
Но поскольку нет жизни без движения, любой пласт человеческой деятельности претерпевает изменения и идёт по пути развития, что имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. И сегодня, оставаясь в рамках уже существующих стилей, искусство фламенко постоянно развивается, совершенствуется и обогащается новыми вариациями и техниками.