В цыганской сигирийе,
где поэзия слез достигает совершенства,
плачут и стихи, и мелодия.
Федерико Гарсиа Лорка, «Канте хондо»
Сигирийя (и в испанском, и в русском языках встречаются разные варианты написания этого слова: сигирия, сегирия или сегирийя) – один из самых древних и наиболее известных стилей фламенко. Так же, как и фанданго, он относится к категории канте хондо, являющейся древнейшим историческим пластом фламенко. В переводе с испанского канте хондо (cante jondo) – это «глубокое пение», когда голос певца наполнен пронзительным драматизмом и эмоциональностью.
Сигирийя – это песнь о страданиях и горе, о человеческих трагедиях, связанных с голодом, лишением свободы и, в конечном итоге, смертью. Этот стиль родился в Андалусии и связан с культурой кочевых цыган, которые подвергались гонениям и часто были жертвами жестоких преследований. Танец сигирийя наполнен торжественной, глубокой печалью, строгим горем и безысходностью.
О сигирийе Гарсиа Лорка говорил: «...Тот, кто досконально изучил эту проблему и на кого я опираюсь, композитор Фалья утверждает, что цыганская сигирийя - основа основ канте хондо, и глубоко убежден, что она единственная на нашем континенте сохранила в чистоте стиль и структуру древних восточных песен. Еще до знакомства с его работами мне, закоренелому поэту, цыганская сигирийя чудилась бесконечной одинокой дорогой к роднику младенческой поэзии, дорогой, где умерла первая птица и заржавела первая стрела. Цыганская сигирийя начинается отчаянным воплем, рассекающим надвое мир. Это предсмертный крик угасших поколений, жгучий плач по ушедшим векам и высокая намять любви под иной луной и на ином ветру. Затем мелодия, входя в таинства звуков, ищет жемчужину плача, звонкую слезу в голосовом русле. Но ни один андалузец не может без содрогания слышать этот крик, ни у одной испанской песни нет такой поэтической мощи, и редко, крайне редко человеческий дух творил с такой стихийностью...».
ПОСТУПЬ СИГИРИЙИ
Бьется о смуглые плечи
бабочек черная стая.
Белые змеи тумана
след заметают.
И небо земное
над млечной землею.
Идет она пленницей ритма,
который настичь невозможно,
с тоскою в серебряном сердце,
кинжалом в серебряных ножнах.
Куда ты несешь, сигирийя,
агонию певчего тела?
Какой ты луне завещала
печаль олеандров и мела?
И небо земное
над млечной землею.
Федерико Гарсия Лорка
Перевод А. Гелескула
Ритмический рисунок (компас) сигирийи имеет двенадцатидольный размер и представляет собой чередование размерностей 3/4 и 6/8.
Если за точку отсчёта брать привычное деление двенадцати долей на две «тройки» и три «двойки» с акцентом на последних долях – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (жирным шрифтом выделены сильные доли), – то компас сегирийи начинается с 8:
8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7
Однако, гитаристы фламенко считают, что для облегчения восприятия ритма, лучше абстрагироваться от стандартного деления и считать только сильные доли (их получается 5):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Полную картину всего сказанного о компасе сигирийи демонстрирует следующая схема:
В начале первого компаса – четвертная пауза, пропускающая две восьмые доли. На линии расположены восьмые доли. Розовым цветом выделены цифры, обозначающие сильные доли.
Услышать и увидеть компас сигирийи можно по следующим ссылкам:
Seguiriya compas 1
Seguiriya compas 2
Seguiriya compas 3
Seguiriya compas 4
Seguiriya compas 5