Soleadas, Одесса

Фанданго

Фанданго относится к категории канте хондо (исп. - cante jondo) и является одним из прародителей фламенко. Корни этого древнего народного танца, как отмечают некоторые исследователи, теряются в веках. Ещё в текстах древнеримских поэтов упоминается ударный инструмент, похожий на кастаньеты, с которыми танцуют фанданго. Другие полагают, что этот стиль певческого и танцевального искусства пришёл из испанской Америки, основываясь на описании фанданго в «Словаре власти», издавашегося испанской Королевской академией языка в 1726 - 1739 годах. Однако большинство исследователей склоняются к тому, что этот жанр родился в Андалусии.

Fandango-chasselat
Fandango-chasselat
Fandango-chasselat

Популярность фанданго начала возрастать с XVII-XVIII веков, когда этот стиль народного танца стал распространяться по всей территории Испании и за её пределы. Развиваясь, фламенко переняло многие черты этого старейшего народного танца, и сегодня фанданго - один из основных стилей фламенко, который называют «фламенкизированный фанданго».

Фанданго - танец, который традиционно исполнялся в паре и сопровождался пением и подчёркивающими ритмический рисунок кастаньетами. Позже к певцам присоединились и музыканты, аккомпанирующие танцующим на гитаре, бандуре или лютне.

Ритмический рисунок фанданго притягателен и прост одновременно: размерность - 3/4 или 6/8 с акцентом на первой доле. Компас фанданго выглядит следующим образом:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

(жирным шрифтом выделены сильные доли).

Фанданго - лиричный, возвышенный танец; это танец влюблённых, манящий и страстный, с живыми, изящными движениями. В некоторых случаях фанданго принимает и форму соревнования в мастерстве: например, подобное происходит, когда партнёры в танце - мужчины. Он может быть быстрым, как его танцуют в Уэльве, или медленным, как фанданго де Альмерия, вердиалес же – Малагское фанданго – исполняется в среднем темпе. Количество разнообразных вариаций фанданданго огромно. В каждом регионе Испании его называют и исполняют по-своему: малагенья – в Малаге, ронденья – в Ронде, гранадина – в Гранаде, мурсиана – в Мурсии или ламанчский фандангильо в комарке Ла Манча... Фанданго проник и далеко за пределы Испании: различные формы фанданго танцуют в Португалии, Мексике, Анголе, Замбии...

Магия фанданго, подействовав на композиторов XVIII века, живших в Испании, – Луиджи Боккерини, Антонио Солера, Доменико Скарлатти – оказала огромное влияние на классическую музыку: ритм фанданго звучит операх «Дон Жуан» Кристофа Глюка и «Свадьба Фигаро» Моцарта. Позднее Николай Римский-Корсаков, который никогда не был в Испании, написал «Испанское каприччио», заключительная часть которого носит название «Астурийское фанданго». В ритме фанданго Исаак Альбенис написал пьесу «Малага» (сюита «Иберия»), Энрике Гранадос - «Фанданго при свечах» и «Призрачная серенада» в «Гойесках», Мануэль де Фалья - танец мельника в балете «Треуголка»...

Макс Оппенгеймер. Веский филармонический оркестр
Макс Оппенгеймер. Веский филармонический оркестр
Макс Оппенгеймер. Веский филармонический оркестр

«...Тогда, как если бы оркестр был действительно здесь, хлынуло наконец полной мерой единственное «Фанданго», о котором я мог сказать, что слышал его при необычайном возбуждении чувств, и тем не менее оно еще подняло их до высоты, с которой едва заметна земля. Чрезвычайная чистота и пластичность этой музыки в соединении с совершенной оркестровкой заставила онеметь ноги. Я сам звучал, как зазвеневшее от грома стекло. С трудом понимал я, что говорит рядом Бам-Гран, и бессмысленно посмотрел на него, кружась в стремительных кругообразных наплывах блестящего ритма. «Все уносит, - сказал тот, кто вел меня в этот час, подобно твердой руке, врезающей алмазом в стекло прихотливую и чудесную линию, - уносит, разбрасывает и разрывает, - говорит он, - гонит ветер и внушает любовь. Бьет по крепчайшим скрепам. Держит на горячей руке сердце и целует его. Не зовет, но сзывает вокруг тебя вихри золотых дисков, вращая их среди безумных цветов. Да здравствует ослепительное «Фанданго»!» Оркестр замедлил и отпустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию. Наступила тишина поезда, остановившегося у станции; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колес...»

Александр Грин, «Фанданго».

Другие стили фламенко:

Альбореас… Алегриас Булериас Гуахира Канья Караколес Румба Севильяна Сигирийя Тангос Фанданго Фаррука
Наверх ▲

Soleadas, Одесса, 2002-2019