Фанданго относится к категории канте хондо (исп. - cante jondo) и является одним из прародителей фламенко. Корни этого древнего народного танца, как отмечают некоторые исследователи, теряются в веках. Ещё в текстах древнеримских поэтов упоминается ударный инструмент, похожий на кастаньеты, с которыми танцуют фанданго. Другие полагают, что этот стиль певческого и танцевального искусства пришёл из испанской Америки, основываясь на описании фанданго в «Словаре власти», издавашегося испанской Королевской академией языка в 1726 - 1739 годах. Однако большинство исследователей склоняются к тому, что этот жанр родился в Андалусии.
Популярность фанданго начала возрастать с XVII-XVIII веков, когда этот стиль народного танца стал распространяться по всей территории Испании и за её пределы. Развиваясь, фламенко переняло многие черты этого старейшего народного танца, и сегодня фанданго - один из основных стилей фламенко, который называют «фламенкизированный фанданго».
Фанданго - танец, который традиционно исполнялся в паре и сопровождался пением и подчёркивающими ритмический рисунок кастаньетами. Позже к певцам присоединились и музыканты, аккомпанирующие танцующим на гитаре, бандуре или лютне.
Ритмический рисунок фанданго притягателен и прост одновременно: размерность - 3/4 или 6/8 с акцентом на первой доле. Компас фанданго выглядит следующим образом:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
(жирным шрифтом выделены сильные доли).
Фанданго - лиричный, возвышенный танец; это танец влюблённых, манящий и страстный, с живыми, изящными движениями. В некоторых случаях фанданго принимает и форму соревнования в мастерстве: например, подобное происходит, когда партнёры в танце - мужчины. Он может быть быстрым, как его танцуют в Уэльве, или медленным, как фанданго де Альмерия, вердиалес же – Малагское фанданго – исполняется в среднем темпе. Количество разнообразных вариаций фанданданго огромно. В каждом регионе Испании его называют и исполняют по-своему: малагенья – в Малаге, ронденья – в Ронде, гранадина – в Гранаде, мурсиана – в Мурсии или ламанчский фандангильо в комарке Ла Манча... Фанданго проник и далеко за пределы Испании: различные формы фанданго танцуют в Португалии, Мексике, Анголе, Замбии...
Магия фанданго, подействовав на композиторов XVIII века, живших в Испании, – Луиджи Боккерини, Антонио Солера, Доменико Скарлатти – оказала огромное влияние на классическую музыку: ритм фанданго звучит операх «Дон Жуан» Кристофа Глюка и «Свадьба Фигаро» Моцарта. Позднее Николай Римский-Корсаков, который никогда не был в Испании, написал «Испанское каприччио», заключительная часть которого носит название «Астурийское фанданго». В ритме фанданго Исаак Альбенис написал пьесу «Малага» (сюита «Иберия»), Энрике Гранадос - «Фанданго при свечах» и «Призрачная серенада» в «Гойесках», Мануэль де Фалья - танец мельника в балете «Треуголка»...
«...Тогда, как если бы оркестр был действительно здесь, хлынуло наконец полной мерой единственное «Фанданго», о котором я мог сказать, что слышал его при необычайном возбуждении чувств, и тем не менее оно еще подняло их до высоты, с которой едва заметна земля. Чрезвычайная чистота и пластичность этой музыки в соединении с совершенной оркестровкой заставила онеметь ноги. Я сам звучал, как зазвеневшее от грома стекло. С трудом понимал я, что говорит рядом Бам-Гран, и бессмысленно посмотрел на него, кружась в стремительных кругообразных наплывах блестящего ритма. «Все уносит, - сказал тот, кто вел меня в этот час, подобно твердой руке, врезающей алмазом в стекло прихотливую и чудесную линию, - уносит, разбрасывает и разрывает, - говорит он, - гонит ветер и внушает любовь. Бьет по крепчайшим скрепам. Держит на горячей руке сердце и целует его. Не зовет, но сзывает вокруг тебя вихри золотых дисков, вращая их среди безумных цветов. Да здравствует ослепительное «Фанданго»!» Оркестр замедлил и отпустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию. Наступила тишина поезда, остановившегося у станции; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колес...»
Александр Грин, «Фанданго».