Канья - один из четырёх основных стилей фламенко, имеющих цыганское происхождение (хотя некоторые исследователи оспаривают этот факт). Это один из древнейших стилей песенного искусства фламенко и относится, так же, как и сигирийя, к категории канте хондо.
Федерико Гарсиа Лорка характеризует канью так: «...Слава и гордость Испании, вдохновитель нашего конкурса, великий композитор Мануэль де Фалья убежден, что канья и плайера, ныне исчезнувшие, стилистически и структурно не отличались от сигирийи и ее сестер; он считает, что еще недавно они были просто вариациями сигирийи. А обнаруженные в последнее время тексты заставили его предположить, что в первой трети прошлого века канья и плайера занимали то место, которое мы отводим теперь цыганской сигирийе. Эстебаньес Кальдерон в своих прелестных "Андалузских сценах" говорит, что канья - это ствол того генеалогического древа, которое уходит корнями в арабскую, мавританскую почву, и с присущей ему проницательностью замечает, что слово "канья" весьма сходно с арабским "ганнис", что значит "песня"...».
Канья считается очень сложной для исполнения. Она требует от певца широкого диапазона и высокой техники владения голосом. Роль гитары здесь минимальна, всё внимание направлено на кантаора (певца). Канья, которую исполняли в древности, возможно, ещё до появления в Испании цыган, была достаточно меланхоличной, монотонной и маловыразительной для современного восприятия и зрители предпочитали ей сигирийю или солеа. По этой причине её почти перестали исполнять и одно время считали практически исчезнувшей. Благодаря знаменитым кантаорам XIX - XX веков Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакону канья начала возвращаться к жизни, но её невыразительность и сложность в исполнении привели к значительным изменениям этого стиля фламенко. Та канья, которую мы слышим сейчас, сильнее окрашена эмоционально и потому понятна большему числу слушателей и зрителей.
Эти песни ранее не сопровождались танцем, канья была исключительно стилем канте и певцы безраздельно владели этой стихией в течение столетий, танец появился только в XX веке. Считается, что впервые канью исполнил танцор фламенко Antonio de Juana Porrote, сопровождая свой танец ударами тростью. Затем свою модель танца предложил для Кармен Амайи Perico el del Lunar. С эти танцем она дебютировала в Мадриде в 1935 году. Её танец имел оглушительный успех и стал трамплином для её дальнейшей артистической карьеры.
Канья имеет двенадцатидольный размер с акцентами на 3-й, 6-й, 8-й, 10-й и 12-й долях (сильные доли здесь выделены жирным шрифтом):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Иногда акцент с 6-й доли смещается на 7-ю, и тогда компас выглядит так:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Более наглядно канью демонстрируют следующие видеозаписи:
Канья в исполнении студии танца фламенко «Soleadas» (Оксана Котлярчук, Валерия Дроворуб, Екатерина Гальцова)
Канья в исполнении Пилар Лопес и Алехандро Веги (отрывок из документального фильма Эдгара Невиля
«Duende y misterio del flamenco», 1952 г. Поёт Jacinto Almadén)
Канья в исполнении Yaelisa и Antonio «El Pipa» (поёт Antonio Malena)
Канья в исполнении Кармен Мора (поют: Carmen Linares, Ramon «El Portugues»)
Канья в исполнении Мануэлы Варгас (поёт: Talegon, гитара: Pepe Habichuela, Carlos Habichuela y Enrique Escudero)